Если в начале XX века архитектура отчаянно стремилась ввысь, протыкая небо, как писал Гарсия Лорка, то сейчас архитекторы всё чаще отдают предпочтение строениям, соразмерным человеческому росту, а иногда и растущим вниз, под землю.
Земляные дома – это первые энергосберегающие жилища. Концепция такого дома использует землю в качестве изоляционного одеяла, которое эффективно защищает от дождя, низких температур, ветра и старения.
Интерес к землянкам вернулся вслед за стабильной модой на экологичность и экономию энергии.
Архитектор: Питер Ветч (Peter Vetsch), бюро Vetsch Architektur
Современные дома под землёй стали активно появляться в 70-е годы благодаря архитектору Питеру Ветчу, который за всю жизнь построил около 40 землянок.
По сути это классические дерновые дома с зелёной крышей, построенные в соответствии с бионическими принципами архитектуры: округлые, перетекающие формы и ни одного повторяющегося элемента.
Питер Ветч старался оптимальным образом использовать природный ландшафт местности, подстроиться под него, превращая древние строительные решения в авангардные и сказочные.
Все его дома были выполнены из торкрет-бетона, совершенно нетипичного для строительства материала, похожего на сахарную глазурь. В то время из него строили только бассейны. Ветч стал ведущим специалистом по использованию этого материала. Между бетоном и растительным грунтом Ветч прокладывал полотна геотекстиля, защищающего дренажный слой.
Его дома – это сознательная, экологическая архитектура, привлекающая к себе внимание бионическими авангардными формами.
Архитектор: Фриденсрайх Хундертвассер
Ещё одним сторонником бионической архитектуры был знаменитый художник и архитектор Фриденсрайх Хундертвассер, который построил заземлённый отель «Рогнер Бад Блюмау» в курортной зоне у горячих источников Австрии.
Это последний проект Хундертвассера, который он завершил в 1997 году, и он полностью соответствует мировоззрению художника: идеалом дома он видел нору, окружённую зеленью.
Хундертвассер задумал построить целый городок с уникальной, природной архитектурой, форма которой основана на естественном ландшафте. Место идеально подходило: разные уровни земли, горячий источник, бьющий из-под земли, и глубокое термальное озеро. Центральным элементом стал горячий источник «Мельхиор», вокруг которого концентрическими окружностями и были построены все дома: одни оказались встроены в землю, другие – возвышались, как холмы.
Крыш у строений отеля в инженерном смысле нет. Крышами, как и у землянок, является верхний слой земли, на котором растут трава и деревья. Не нарушая естественных уровней ландшафта, отель идеально вписывается в них, а фасады из разноцветной керамической плитки и окошки разной формы делают отель единственным в своём роде.
Архитектор: Уильям Морган
Современные землянки всё чаще стали представляться элитным жильём, авангардом или эко-люксом.
В 70-е годы архитектор Уильям Морган построил в Америке подземный отель в форме пирамиды, напоминающий скорее древний мавзолей или храм солнца и несколько модернистских землянок, в которых могли бы жить хоббиты, таких как Дом в дюнах.
Архитектор: Эмилио Амбаша
В 40 км от Севильи в 2005 году появился «Дом духовного уединения» (House of Spiritual Retreat, Casa de Retiro Espiritual), проект аргентинского архитектора Эмилио Амбаша, который он задумал ещё в 1975 г. Проект должен был стать «чёрным квадратом» от архитектуры и открыть путь к новым формам, канонам и смыслам.
Внешне строение действительно напоминает холодный монумент со строгой геометрией, возникший посреди горного пейзажа: просто две белые стены, пересекающиеся под прямым углом, и лестницы, ведущие на балкон и дверь. Но стены являются иллюзией, а дверь ведёт в совсем иное подземное пространство. Внутри землянки оказывается очень уютно: здесь расположены места для медитации и уединения.
Архитекторы: бюро Future Systems
Этот дом был построен в 1998 году по проекту авангардных архитекторов из бюро Future Systems для Боба Маршалла-Эндрюс, бывшего члена парламента, и его жены. Футуристическая землянка стала оптимальным решением для строительства дома на территории природного парка Уэльса, где запрещено строить обычные дома.
Большая часть строения полностью встроена в грунт и выглядит снаружи как покрытый травой холм посреди природного ландшафта. Благодаря двум полностью прозрачным стенам, в подземное жилище хорошо проникает свет и всегда присутствует ощущение единения с природой: открывается вид на морской залив.
Архитекторы Future Systems вдохновлялись как ирландскими землянками, так и многочисленными подземными мегалитами Англии. Соединяя в себе архаическое и современное, дом предстаёт архитектурой будущего – экологической, энергосберегающей, оснащённой современными технологиями и футуристическим дизайном. Ещё одно известное строение этого бюро – торговый центр Selfridges бионической формы в Бирмингеме.
Архитекторы: бюро KWK PROMES
Архитекторы бюро KWK PROMES также предложили заказчику сохранить естественный ландшафт местности: выкопать участок грунта и переместить его на кровлю. Таким образом, дом не стал доминировать над окружающими его зелёными насаждениями. Он тактично скрылся под слой земли.
Позже клиент предложил надстроить пространство для небольшой студии записи и консерватории. Архитекторы построили небольшую оранжерею со стеклянными стенами, которая служит одновременно и частью интерьера, и продолжением сада. На крышу атриума, как и планировалось заранее, был перенесён зелёный слой грунта.
Внутри были применены самые современные экологические технические решения: система сбора дождевой воды, поля фильтрации для очистки сточных вод и водяной тёплый пол, который ещё называют низкотемпературной системой отопления.
Архитекторы: бюро Deca Architecture
На Кикладских островах не так много растительности, поэтому местные жители с давних времён использовали углублённые в землю каменные террасы со стенами из сухого щебня. Такой метод спасал сельское хозяйство от засухи и создавал естественную прохладу и тень.
Архитекторы бюро Deca обыграли эту историческую особенность ландшафта, создав жилище, внешне напоминающее традиционные каменные стены-террасы.
Как и исторические террасы, архитектура дома Aloni не стремится к бионическим формам. Она графичная, прямолинейная и весьма индустриальная. В основе самой конструкции и внутреннего интерьера лежат простота, минимализм и энергосберегающие функции. Дом состоит из пяти частей, между которыми расположились 4 внутренних двора. Архитекторы позаботились и об освещении, и о видах на морское побережье.
За осмысление исторического контекста территории проект был номинирован на награду Piranesi в 2009 году.
Архитекторы: SeARCH и Christian Muller Architects (CMA) SeARCH + (Christian Muller Architects)
В 2009 году два архитектурных бюро SeARCH и Christian Muller Architects построили подземную виллу Vals на склоне Альп, рядом с одним из бальнеологических курортов. Заметной эта вилла становится только с наступлением темноты, когда в окнах загорается свет и внутренний двор, словно сказочная нора, овальным кругом выделяется в горном пейзаже.
Овальная форма террасы – лишь одна из инноваций в этой конструкции. Проект сильно отличался от традиционной альпийской архитектуры, что могло бы стать проблемой для его строительства, ведь Вальс – очень консервативное место. Лишь благодаря сохранению естественного ландшафта и скрытости большей части строения внутри холма, проект оказался одобрен.
Видимая часть виллы обозначена главным и единственным фасадом на южном склоне холма и примыкающим к нему внутренним двориком-террасой, занимающим 60 кв. м. В здании всего 4 окна, но благодаря расположению дома на южном склоне и наклону фасада, все четыре спальни залиты солнечным светом и из них открывается чудесный вид.
Первый, парадный вход находится на террасе. Второй вход концептуально замаскирован под старый сарай, который одиноко стоит в стороне. Из сарая в низине к вилле ведёт длинный 20-метровый тоннель.
Дом органично вписан в ландшафт, имеет естественную теплоизоляцию и хорошую освещенность. Это делает его образцом современной экологичной архитектуры.
Напоследок стоит сказать о трёх проектах, которые пока не реализованы на практике.
Архитекторы: Emre Arolat Architects (EAA)
И первый из них – нетипичная подземная мечеть на окраине Стамбула по проекту Emre Arolat Architects.
Архитекторы захотели прикоснуться к истокам ислама и вдохновлялись пещерой Хира, где пророк Мухаммед по легенде встретился с архангелом Джабраилом. Они отказались и от полумесяца, и от классического минарета. Так родилась новая сакральность: лишённая традиционных узоров и символов, и скрытая от городской суеты и хаоса километрами необжитой территории и массивным слоем земли. Здесь, словно в той пещере, верующие могут обрести покой и вступить в невидимый диалог со своими далёкими предками.
Сквозь трещины в каменной стене в мечеть таинственно проникает дневной свет, как в знаменитой Церкви Света архитектора Тадао Андо.
Этот храм возвращает нас ко временам становления ислама и вместе с тем является пространством современной духовности и минимализма.
Архитекторы: Matsys Design
Футуристической фантазией предстаёт проект Sietch Nevada от Matsys Design. Обеспокоенные засухами и иссушением реки Колорадо на Юго-Западе США, архитекторы придумали проект подземного города, в котором не пропадает ни одна капля воды.
В его основе – сеть сотообразных резервуаров, собирающих дождевую воду и хранящих её в подземной реке, где она будет защищена от палящего солнца. Вода в этой структуре, похожей на клеточную, используется на жизненные нужды горожан, на производство энергии и на орошение сельскохозяйственных земель Невады. Здесь же построен и подземный город, в котором можно скрыться от палящего зноя.
Архитекторы вдохновлялись знаменитым романом-антиутопией Ф. Герберта 1965 года «Дюна», в котором было описано мрачное будущее без воды. Проект Sietch Nevada – визуализация идей этого романа.
Как бы футуристично ни выглядел проект, он основан на реально существующей проблеме. Многие города в Неваде уже сейчас создают резервуары для хранения дождевой воды на случай засухи и это не просто мера предосторожности.
Архитекторы: RAAD Studio
Перед архитекторами из RAAD Studio стоит не менее сложная задача – превратить бетонное подземное пространство в зелёный парк Lowline в 2018-2020 гг. Эта идея возникла после громкого успеха проекта парка Highline, построенного на заброшенных железнодорожных путях.
В проекте Lowline тоже фигурирует заброшенная территория – бывший трамвайный терминал в Нижнем Ист-Сайде Манхеттена, который не использовался с 1948-го года.
Автор проекта Джеймс Рэмси, бывший инженер NASA, предложил использовать разработанную им инновационную технологию, которая будет передавать волны света в подземное пространство, посредством волоконно-оптических кабелей и отражающих свет устройств. Благодаря этому свету под землей смогут расти зелёные насаждения.
Проект открывает невероятные перспективы будущему инженерии и архитектуры городских пространств. Парадокс заключается в том, что это будущее тесно связано с прошлым и проистекает из него.
Новые связи возникают между древними формами строительства, современными технологиями и ритмом жизни. Поиск альтернативных, естественных источников энергии, актуальных для нашего времени, заставил вспомнить про подземное строительство.
Новые проекты подземной архитектуры содержат в себе высказывания относительно острых социальных проблем: они заставляют задуматься, какой архитектура будет в будущем.
Мария Кушаковская
Источник: Berlogos